4. Улица Котляра
Карта

Улица Котляра

 

Котляр Леонтий Захарович (1901-1952) родился в Томске. В 1902 году вместе с родителями приехал в Канск. Отец – слесарь на железной дороге, мать – домохозяйка. Детство было трудное, голодное. Он окончил начальную школу, затем – реальное училище. Работал плотником, жестянщиком, лесорубом. Когда город освободили от колчаковцев, Леонтий одним из первых вступил в комсомол. Он активно участвовал в делах молодёжной организации.

В 1920 году Леонтия направили в Петроградскую военно-инженерную школу. В 1922 году он окончил её и был назначен на Дальний Восток. Три года он командовал инженерным взводом, ротой. Всё это время его не покидала мечта стать военным инженером. В 1925 году Леонтий Захарович успешно выдерживает конкурсные экзамены и поступает на фортификационный факультет Военно-технической академии имени Ф.Э. Дзержинского

Пять лет учёбы в академии сделали из Леонтия высокообразованного военного инженера. Его незаурядные способности обратили на себя внимание преподавателей и командования. В 1930 году он окончил Военно-техническую академию РККА и, как один из лучших выпускников, был оставлен служить в ней. Леонтия назначили начальником отделения факультета инженерного вооружения.

С 22 июня 1941 года генерал-майор инженерных войск Л.З. Котляр – начальник Главного военно-инженерного управления Красной Армии (с ноября в результате реорганизации управления он стал именоваться начальником инженерных войск) и заместитель наркома обороны. С первых дней войны его редко видели в служебном кабинете и почти не видели дома. Генерал Котляр лично руководил строительством инженерно-оборонительных рубежей на подступах к столице, формировал инженерные части, следил за их вооружением и подготовкой к боям. За инженерное обеспечение обороны Москвы он был награждён вторым орденом Ленина.

Летом 1942 года Леонтий Захарович перенёс тяжёлую операцию на почках. После выписки из госпиталя он опять попросился на фронт. Его назначают заместителем командующего и начальником инженерных войск Воронежского фронта. Умело и правильно генерал Котляр проводил обеспечение боевых операций фронта и непосредственно руководит инженерными войсками в наиболее ответственные моменты боя.

Особенно ярко талант военного инженера Котляра проявился при форсировании Дуная. В начале сентября была организована переправа в районе города Измаила, в октябре – на белградском направлении и в третий раз – севернее реки Дравы на будапештском направлении.

За инженерное обеспечение этой операции генерал-полковник Котляр был удостоен звания Героя Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1945 года).

За заслуги перед Родиной боевой генерал награждён четырьмя орденами Ленина и четырьмя – Красного Знамени, орденами Кутузова и Богдана Хмельницкого первой степени, Суворова второй степени. Его наградили орденом «За военные заслуги» в Болгарии, «Заслуга перед народом» в Югославии и другими медалями.

После войны он работал начальником Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева. В 1952 году тяжёлая болезнь обострилась, и ему предложили уйти в отставку. Но он отказался и продолжал руководить кафедрой. 28 декабря 1953 года генерал-полковник Леонтий Захарович Котляр скоропостижно скончался. Он был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Поделиться: