История города Канска

Введение

Прошлое Канской земли теряется во времени, о котором до нас не дошли ни письменные памятники, ни сказания, ни легенды. О нём свидетельствуют археологические раскопки. Изучая ископаемые останки поселений древних людей, учёные пришли к выводу, что уже 20-25 тысяч лет назад на берегах рек и их притоков существовали общины палеолитических охотников, добывавших себе пищу охотой на мамонтов, носорогов, северных оленей. Люди проникали сюда не из одного какого-либо центра, а из различных областей Европы и Азии. [78, с.4]

КамасинецНаселение древней Сибири не было осёдлым. В поисках лучших мест для охоты и рыбной ловли племена постоянно перемещались. Переселение проходило и под давлением других, более сильных племён. В XIII веке началось монгольское . В 1207 году, в год Зайца, старший сын Чингиз-хана Чжучи был послан с войском к «лесным народам». Он принял под монгольскую власть тубасов (предков тувинцев), енисейских киргизов, бурят и многие другие «лесные народы», среди которых, очевидно, были и обитатели верховий Кана, позднее названные камасинцами. Реку они именовали «Пасбекун», что значит «дерево и вода красная».

Завоеватели уничтожали города и деревни, уводили в плен население. Под угрозой уничтожения сибирские племена уходили в глубь страны. Рядом оказывались представители различных языковых групп. В этот период в Канскую лесостепь переместилась часть кетоязычного населения и смешалась с аборигенами. [78, с.5]

Если говорить о самых древних «канцах», то придётся проделать путешествие в доисторические времена, в неолит (IV – III тысячелетие до н.э.). Именно к этому периоду относятся могилы, раскопанные археологами в Канске. Погребённые в них люди лежали на спине, ногами к реке Кан. Заботливая рука соплеменника положила рядом с усопшими шилья из грифельной кости лося, подвески из клыков марала, каменные отщепы, куски охры (красная охра символизировала кровь умершего), угольники из трубчатой кости птицы с нарезками на концах. [47, с.118]

Говоря о доисторических временах, необходимо обратиться к Карасукской эпохе бронзового века. В этот период в Канскую лесостепь переместилась часть кетоязычного населения и смешалась с аборигенами. По-видимому, отсюда и пошли предки тех кетоязычных коттов, которых встретили на Кану русские в первой половине XVII века. [144, с.6]