28 марта 2018 года исполняется 150 лет со дня рождения Максима Горького, одиного из самых значительных и известных в мире русских писателей.

БИОГРАФИЯ

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству…
Максим Горький

Максим Горький – знаковый писатель-реалист начала XX века, один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей, основоположник социалистического реализма, номинант на Нобелевскую премию в области литературы. М. Горький – литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, устоявшимся является также неверное употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький. Известные произведения писателя – «Жизнь Клима Самгина», «Мать», «В людях», «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе», «Мещане», «На дне», «Дети солнца», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра».

Из биографии

Родился 16 (28) марта в Нижнем Новгороде в небогатой семье столяра. Родители его рано умерли. Оставшегося сиротой мальчика забрал дед. Он учил его грамоте по церковным книгам, а бабушка прививала любовь к народным сказкам и песням. Впоследствии Горький написал о ней кратко, но с большой нежностью: «В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей медом; кажется, я и думал в формах ее стихов».

С 11 лет дед отдал Алексея «в люди», чтобы он зарабатывал на жизнь сам. Будущий писатель работал пекарем, «мальчиком» в магазине, учеником в мастерской по написанию икон, посудником в буфете на корабле. Жизнь была очень тяжелой, и в конечном итоге Горький не выдержал и сбежал «на улицу». Он много бродил по Руси, повидал неприкрытую правду жизни. Но удивительным образом сохранил в себе веру в Человека и скрытые в нем возможности. Повар с корабля сумел привить будущему писателю страсть к чтению, и теперь Алексей всячески старался ее развивать. В 1884 г. он приехал в Казань, чтобы осуществить свою мечту – учиться в университете, но очень скоро понял всю нереальность такого плана при его финансовом положении. Позже Горький напишет: «Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай... Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде». В свои 16 лет он уже многое знал о жизни, но четыре года, проведенных в Казани, сформировали его личность, определили его путь. С 1888 г. начались странствия Горького по России с целью лучше узнать ее и ближе познакомиться с жизнью народа. Прошел Горький через донские степи, по Украине, до Дуная, оттуда – через Крым и Северный Кавказ – в Тифлис, где провел год, работая молотобойцем, затем конторщиком в железнодорожных мастерских, общаясь с революционными деятелями и участвуя в нелегальных кружках. Здесь же началась и его писательская карьера. Псевдоним –М. Горький – впервые появился в 1892 г. в Тифлисе, в газете «Кавказ» под его первым печатным рассказом «Макар Чудра».

В 1892 г., вернувшись в Нижний Новгород, занялся литературным трудом, публикуясь в поволжских газетах. С 1895 г. рассказы Горького появляются в столичных журналах. В 1898 г. вышли в свет «Очерки и рассказы» Горького, сделавшие его широко известным в России. Слава Горького возрастает невероятно, его читают не меньше, чем Толстого или Чехова.

В 1899 г. был опубликован роман «Фома Гордеев», выдвинувший Горького в ряд писателей мирового класса. Осенью этого года он приехал в Петербург, где познакомился с Н. Михайловским, В. Вересаевым, И. Репиным; позже в Москве – с Л. Толстым, Л. Андреевым, А. Чеховым, И. Буниным, А. Куприным и другими писателями.

В период перед первой русской революцией 1905–1907 гг. Горький вел активную революционную пропагандистскую деятельность, лично познакомился с Лениным. В это время появились его первые пьесы – «Мещане», «На дне», «Дети солнца» и «Дачники». Горький проявляет себя и как талантливый организатор. С 1901 г. он становится во главе издательства «Знание», в котором начинают печататься лучшие писатели того времени. В Московском художественном театре ставится пьеса Горького «На дне», в 1903 г. она играется уже на сцене берлинского Kleines Theater.

Активное участие Горький принимал в революционных событиях 1905 г. За свои крайне революционные взгляды писатель не раз подвергался арестам, но продолжал поддерживать идеи революции не только духовно, но и материально. За помощь деньгами и оружием во время Московского декабрьского вооруженного восстания Горькому грозила расправа со стороны официальных властей, поэтому было решено отправить его за границу. В начале 1906 г. он уехал в Америку, где пробыл до осени. Здесь были написаны памфлеты «Мои интервью» и очерки «В Америке». И в этом же году Горький эмигрировал в Италию, на остров Капри, где жил до 1913 г. и активно занимался литературным творчеством. Используя амнистию, в 1913 г. писатель возвратился в Петербург, сотрудничал в большевистских газетах. В 1915 г. основал журнал «Летопись», руководил литературным отделом журнала, объединив вокруг него таких писателей, как В. Шишков, М. Пришвин, Ф. Гладкое и др. По возвращении в Россию писатель создал пьесу «Враги» и роман «Мать».

После Февральской революции Горький уже выступает против революционного переустройства общества. Он пытается уговорить большевиков не проводить вооруженного восстания, т. к. народ еще не готов к кардинальным преобразованиям и его стихийная сила может снести и все лучшее, что есть в царской России. В это время Горький участвовал в издании газеты «Новая жизнь», являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием «Несвоевременные мысли». В них он обвиняет Ленина в захвате власти и терроре, высказывает опасения в неподготовленности Октябрьской революции, размышляет о роли интеллигенции в спасении нации: «Русская интеллигенция снова должна взять на себя великий труд духовного врачевания народа». События Октябрьской революции подтвердили, что Горький был прав. Много представителей старой царской интеллигенции погибли во время репрессий или вынуждены были бежать за границу. В 1918–1919 гг. Алексей Максимович ведет активную общественную и политическую деятельность, выступает со статьями, осуждающими власть Советов. Многие его начинания задумываются именно для того, чтобы спасти интеллигенцию старой России. В годы гражданской войны, голода и разрухи Горький проявлял заботу о русской интеллигенции, и многие ученые, писатели и художники были спасены им от голодной смерти. Он активно участвует в строительстве новой культуры: помогает организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создает издательство «Всемирная литература», возглавляет газету «Новая жизнь». В газете он пишет о важнейшей составляющей власти – ее единстве с гуманизмом и нравственностью, чего категорически не видит в большевиках. На основании таких заявлений газета в 1918 г. закрывается, и Горький подвергается нападкам. После покушения на Ленина в августе того же года писатель снова возвращается «под крыло» большевиков. Свои предыдущие выводы он признает ошибочными, утверждая, что прогрессивная роль новой власти значительно важнее, чем ее ошибки.

В 1921 г. Горький в связи с обострившимся туберкулезом по настоянию Ленина уехал лечиться за границу. Сначала жил на курортах Германии и Чехословакии, затем переехал в Италию в Сорренто. Там он продолжает много работать: закончил трилогию – «Мои университеты», писал роман «Дело Артамоновых», начал работу над книгой «Жизнь Клима Самгина». Проживая за границей, Горький с интересом следит за развитием литературы в СССР и поддерживает связи со многими молодыми писателями, но возвращаться не торопится.

Сталин считает неправильным, что писатель, поддерживавший большевиков в годы революции, проживает за границей. Алексею Максимовичу было сделано официальное приглашение вернуться на Родину. В 1928 г. он приехал в СССР с кратковременным визитом. Для него была организована поездка по стране, во время которой писателю показали парадную сторону жизни советского народа. Впечатленный торжественной встречей и увиденными достижениями, Горький решил вернуться на Родину. После этой поездки он написал цикл очерков «По Советскому Союзу».

В 1931 г. Горький навсегда возвращается в СССР. В 1930-е гг. вновь обратился к драматургии: «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие». Подводя итог знакомству и общению с великими людьми своего времени, Горький создал литературные портреты Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко. В эти же годы он с головой уходит в работу над романом «Жизнь Клима Самгина», который так и не успевает закончить до своей смерти. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства – фактах, о которых Горький не мог не знать. В эти же годы он занимается огромной общественной работой: создает издательство «Academia», журнал «Литературная учеба», Союз писателей СССР, книжные серии «История фабрик и заводов» и «История гражданской войны». По инициативе Горького открывается первый литературный институт.

Умер М. Горький 18 июня 1936 г. в Горках, в 68 лет, прожив непростую, насыщенную разнообразными событиями жизнь. Смерть писателя была окружена атмосферой таинственности. Обстоятельства смерти Горького и его сына – Максима Пешкова, скончавшегося 11 мая 1934 г., многие считают «подозрительными». Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. После смерти М. Горький был кремирован, его прах в урне помещен в Кремлевской стене на Красной площади в Москве. В последний путь писателя провожало все руководство страны, гроб с телом Горького, в числе прочих, несли Молотов и Сталин.

 

Блохина, В. Н. Горький в родном городе [Текст] / В. Н. Блохина, Л. Б. Лебединская. - Москва : Детская литература, 1972. - 186, [6] с.

В этой книге рассказано всего лишь о нескольких городах жизни замечательного русского писателя Алексея Максимовича горького. Но как много событий прошло за эти годы! В 1904 году Алексей Максимович уехал из родного города. С грустью расставался он с Нижним Новгородом, который так любил и без которого очень скучал.

Уехав из Нижнего, Алексей Максимович никогда не расставался с ним. Образ города, его люди, события навсегда запечатлены на страницах горьковских книг. «Нижегородцы – в добрых делах всегда впереди шли», - часто повторял Алексей Максимович. И нижегородцы не забывают своего великого земляка. Не случайно, вот уже сорок лет с любовью и гордостью называют они свой город – ГОРОД ГОРЬКИЙ.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

Овчаренко, А. М. Горький и литературные искания ХХ столетия [Текст] / А. Овчаренко. - Москва : Советский писатель, 1971. - 284, [3] с.

Книга Александра Ивановича Овчаренко, известного советского литературоведа и критика, раскрывает жизненное и непреходящее значение творчества великого писателя.

А. И. Овчаренко останавливает свое внимание на поздних произведениях Горького, именно тех, о которых буржуазная «советология» говорит как о якобы сугубо «традиционалистических», чуждых духу новаторства. Книга показывает полную несостоятельность подобных утверждений.

Автор рассматривает художественные достижения Горького этих лет в свете творческих исканий и находок, характерных для литературных чтений XX столетия, и убедительно доказывает, что Горький открывал или предварял многие новые формы и приемы мастерства. Угол зрения, избранный ученым, широкое использование архивных материалов, основательный анализ рукописи романа-эпопеи «Жизнь Клима Самгина» - все это служит обогащению наших представлений о Горьком-художнике.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

ССЫЛКИ

ССЫЛКИ

 

http://maksim-gorky.ru/- • Музей квартира Максима Горького в Нижнем Новгороде

http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/ - Максим Горький в библиотеке Машкова

http://gorkiy-lit.ru/ - Сайт посвященный творчеству Максима Горького

http://maximgorkiy.narod.ru - Народная Библиотека Максима Горького

Горький детям [Текст] : пионерам и школьникам Советского союза. Переписка с детьми до революции. Горький хотел, чтобы вы прочли эти книги. - Москва : Молодая гвардия, 1976. - 157, [3] с.

Книга состоит из трех частей: переписка и выступления Алексея Максимовича перед пионерами и школьниками Советского Союза, переписка с детьми до революции, Горький хотел, чтобы вы прочли эти книги.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

Быковцева, Л. П. Горький в Италии [Текст] : монография / Л. П. Быковцева. - Москва : Советский писатель, 1975. - 382, [1] с.

Книга рассказывает о пятнадцатилетней жизни А. М. Горького в Италии. Это были годы, наполненные многими важными событиями и встречами, неустанным творческим трудом.

К Горькому в Италию дважды приезжал В. И. Ленин. На Капри и в Сорренто побывали Г. В. Плеханов, Ф. Э. Дзержинский, А. В. Луначарский, Ф. И. Шаляпин, К. С. Станиславский, А. Н. Толстой, Л. М. Леонов, О. Д. Форш. Алексей Максимович нашел много друзей среди итальянцев – писателей, художников, ученых, политических деятелей, людей труда. Итальянские газеты и журналы, неопубликованные архивные материалы, книги личной библиотеки Горького, воспоминания современников, свидетельства итальянцев позволяют впервые ввести в обиход много новых фактов, сведений. Мы видим Горького в Италии как писателя, знатока и ценителя итальянского искусства, своеобразного человека в сфере личной, бытовой – натуру сложную и самобытную в своих вкусах, привычках, склонностях, душевных движениях.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

Бялик, Б. Судьба Максима Горького [Текст] / Б. Бялик. - 3-е изд., доп. - Москва : Художественная литература, 1986. - 478, [2] с.

Исследование известного советского литературоведа Б. А. Бялика предоставляет собой итог многолетнего изучения творчества великого русского писателя, основоположника социалистического реализма. Увлекательный рассказ о жизненном и творческом пути А. М. Горького (1868-1936) ведется в неразрывной связи с историей русской и мировой литературы его времени, со всей его великой исторической эпохой. Книга проникнута публицистической страстностью, духом полемики и рассчитана на широкие круги читателей, вышла к 50-летию со дня смерти писателя.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

ФАКТЫ

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

 

• Псевдоним «Горький» писатель придумал сам. Впоследствии он говорил Калюжному: «Не писать же мне в литературе – Пешков…». Подробнее о его биографии можно узнать в автобиографических повестях «Детство», «В людях», «Мои университеты».

• В Горьком было много загадочного. Например, он не чувствовал физической боли, но при этом настолько болезненно переживал чужую боль, что когда описывал сцену, как женщину ударили ножом, на его теле вздулся огромный шрам.

• В 1936 году он умирал дважды, 9 и 18 июня. 9 июня уже фактически умершего писателя чудесно оживил приезд Сталина, который приехал в Горки для того, чтобы попрощаться с покойным.

• Мозг писателя перед кремацией был извлечен и передан в Московский Институт мозга для изучения.

Рацкая, Ц. Музыка в жизни и творчестве А. М. Горького [Текст] / Ц. Рацкая. - Москва : Музыка, 1985. - 61, [3] с.

Слушая музыку, Горький словно весь погружался в нее. Это не раз отмечали музыканты, которых горьковское восприятие музыки необыкновенно вдохновляло: им казалось, о никогда раньше они не пели, не играли с таким подъемом, с таким воодушевлением. Хорошая музыка способна была заставить Алексея Максимовича забыть обо всем и обо всех — о себе в том числе, Убедительное подтверждение этого — его автобиографически рассказ "Музыка", в основу которого положено подлинное событие

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

ТРУДЫ

Произведения Максима Горького

Романы:

1899 – «Фома Гордеев»

1900–1901 – «Трое»

1906 – «Мать» (вторая редакция – 1907)

1925 – «Дело Артамоновых»

1925–1936 – «Жизнь Клима Самгина»

Повести:

1908 – «Жизнь ненужного человека»

1908 – «Исповедь»

1909 – «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина»

1913–1914 – «Детство»

1915–1916 – «В людях»

1923 – «Мои университеты»

Рассказы, очерки:

1892 – «Макар Чудра»

1895 – «Челкаш», «Старуха Изергиль»

1897 – «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов»

1898 – «Очерки и рассказы» (сборник)

1899 – «Песня о Соколе» (поэма в прозе), «Двадцать шесть и одна»

1901 – «Песня о буревестнике» (поэма в прозе)

1903 – «Человек» (поэма в прозе)

1913 – «Сказки об Италии»

1912–1917– «По Руси» (цикл рассказов)

1924 – «Рассказы 1922–1924 годов»

1924 – «Заметки из дневника» (цикл рассказов)

Пьесы:

1901 – «Мещане»

1902 – «На дне»

1904 – «Дачники»

1905 – «Дети солнца», «Варвары»

1906 – «Враги»

1910 – «Васса Железнова»

1932 – «Егор Булычев и другие»

1933 – «Достигаев и другие»

Публицистика:

1906 – «Мои интервью», «В Америке» (памфлеты)

1917–1918 – цикл статей «Несвоевременные мысли»

1922 – «О русском крестьянстве»

Муратова, К. Д. М. Горький [Текст] : семинарий / К. Д. Муратова. - Москва : Просвещение, 1981. - 208 с.

Автор знакомит студентов с историей изучения жизни и творчества писателя, вводит их в круг проблем современного горьковедения. В пособии широко представлены темы для работы будущих преподавателей литературы в спецсеминариях по изучению творчества М. Горького, дана рекомендательная библиография по каждой из них.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

Голубков, М. М. Максим Горький [Текст] : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / М. М. Голубков. - 2-е изд. - Москва : МГУ, 1998. - 93, [3] с. - (Перечитывая классику)

Автор настоящей книги видел свою задачу в том, чтобы включить творчество Горького 20 - 30-х годов в контекст русской литературы этого периода, соотнести с художественными открытиями его великих современников, в первую очередь В. Набокова и Б. Пастернака. Отдельная глава посвящена художественному миру писателя, своеобразию его реализма, концепции личности, герою и антигерою. Основное внимание уделяется анализу произведений, знание которых предусмотрено программой для поступающих на гуманитарные факультеты ВУЗов.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

9. Горький в зеркале эпохи : (неизданная переписка) / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького ; [редкол.: Л. А. Спиридонова (отв. ред.) и др.]. - Москва : ИМЛИ РАН, 2010. - 735 с. : портр., факс. - (М. Горький. Материалы и исследования ; вып. 10)

В 10 выпуске серии "М.Горький. Материалы и исследования" продолжается публикация неизвестных писем писателя и его адресатов. В томе представлена переписка Горького с А.А.Богдановым за 1908-1910 гг., хранящаяся в Архиве A.M.Горького и итальянском архиве Лелио-Лисли Бассо Иссоко (Рим), письма М.Ф.Андреевой, К.Д.Бальмонта, Л.Б.Каменева, Б.И.Николаевского, Н.Н.Суханова, переписка с И.С.Конопляным, Е.Д.Кусковой и П.Ф.Юдиным. Публикуемые впервые документы раскрывают неизвестную сторону жизни и творчества писателя и позволяют по-новому оценить его роль в общественно-политической и культурной жизни России XX века.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

Вайнберг, И. За горьковской строкой [Текст] : реальный факт и правда искусства в романе "Жизнь Клима Самгина" / И. Вайнберг. - 2-е изд., доп. - Москва : Советский писатель, 1976. - 478, [2] с.

И. Вайнберг – критик и литературовед, известный как автор книг и многих статей о Горьком, русской и современной советской литературе. Жанр этой книги своеобразен. Она сочетает серьезность научного исследования с увлекательными литературоведческими поисками, Написанная популярно и занимательно, книга читается с большим интересом. Автор вводит читателя в сложный мир горьковских идей и героев, в его творческую лабораторию, анализирует особенности художественного мышления писателя и неповторимое своеобразие его «прощального» романа. В книге используется богатый исторический и литературный материал.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

Горький, М. Дело Артамоновых [Текст] ; Рассказы / М. Горький. - Москва : Художественная литература, 1980. - 207, [1] с.

В книгу входит роман «Дело Артамоновых», в котором жизнь трех поколений семьи фабрикантов показана на фоне истории России от реформы 1861 г. до Октябрьской революции, а также два рассказа: «Челкаш», «Коновалов».

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова – абонемент

Горький, М. Жизнь Клима Самгина [Текст] : повесть. Ч. 3-4. Сорок лет / М. Горький. - Москва : ПРАВДА, 1988. - 748, [2] с.

В книгу вошли третья и четвертая части романа эпопеи «Жизнь Клима Самгина», написанные Горьким в 1928-1936 годах.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова – абонемент

Горький, М. Жизнь ненужного человека [Текст] ; Рассказы / М. Горький. - Москва : ПРАВДА, 1988. - 398, [2] с.

В книгу включена повесть А. М. Горького «Жизнь ненужного человека», раскрывающая механизм тайного политического сыска в царской России, и ряд рассказов, созданных в 1910-1923 гг.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова – абонемент

Горький, М. Жизнь Матвея Кожемякина [Текст] / М. Горький. - Москва : ПРАВДА, 1985. - 509, [2] с.

В романе «Жизнь Матвея Кожемякина» великого русского писателя М. Горького (1868-1936) изображен мещанский мир уездной России, с большой глубиной обрисованы жизнь и быт «уездных гнезд российской косности», социальная психология и мировоззрение реакционного мещанства. В романе отразилось брожение, охватившее под влиянием революции даже отсталые слои общества.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова – абонемент

Горький, М. По Руси [Текст] / М. А. Горький. - Москва : Художественная литература, 1979. - 366, [2] с.

В цикле рассказов «По Руси» (1912-1917) М. Горький обращается к изображению «прошлого в целях освещения путей к будущему». Писатель отразил жестокую правду жизни «маленьких великих людей», животворящих и украшающих землю своим трудом.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова – абонемент

Поделиться:
Поделиться