Игорь Северянин (большую часть литературной деятельности автор предпочитал написание Игорь-Северянин; настоящее имя — И́горь Васи́льевич Лотарёв; 4 (16) мая 1887, Санкт-Петербург — 20 декабря 1941, Таллин) — известный российский поэт начала двадцатого столетия.

Визитной карточкой автора принято считать скандальное стихотворение "Я - гений", написанное в 1912г.

БИОГРАФИЯ

Игорь-Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А.А. Фет (1820-1892), нити родства связывали ее также со знаменитым историком Н.М. Карамзиным (1766-1826). Небезынтересно, кстати, что по материнской линии Игорь Северянин находился в родственных отношениях с А.М. Коллонтай (1872-1952).В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец; незадолго до смерти отца побывал с ним на Дальнем Востоке и в 1904 г. поселился у матери в Гатчине. Учился он всего ничего, закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Стихи начал писать в 8 лет. Одно из первых ярких впечатлений - влюбленность в Женечку Гуцан (Злату), которая и вдохновляла будущего поэта. Впервые опубликовался во втором (февральском) номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было помещено стихотворение "Гибель Рюрика". Литературе сразу же отдался самозабвенно, издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям "для отзыва". Всего издал их с 1904 по 1912 г. аж 35. Стихи особого отклика не имели.

20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант. В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным.

В 1909 г. некий журналист Иван Наживин привез одну из брошюр ("Интуитивные краски") в Ясную Поляну и прочитал стихи из нее Льву Толстому. Сиятельного графа и убежденного реалиста резко возмутило одно из "явно иронических" стихотворений этой брошюры — "Хабанера II", начинавшееся так: "Вонзите штопор в упругость пробки, — И взоры женщин не будут робки!..", после чего, говоря словами самого поэта, всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала его сразу известным на всю страну... "С легкой руки Толстого, хвалившего жалкого Ратгауза в эпоху Фофанова, меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них, - в вечерах, а может быть, и в благотворителях, — участие", — вспоминал позднее поэт.

Как бы то ни было, Северянин вошел в моду. В 1911 г. Валерий Брюсов (1873-1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи". Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой "Восходит новая звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси.

Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное литературное направление — эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма"), в группу его приверженцев входили Константин Олимпов (сын К.М. Фофанова, 1889-1940), Иван Игнатьев (Иван Васильевич Казанский, 1892-1914), Вадим Баян (Владимир Иванович Сидоров, 1880-1966), Василиск Гнедов (1890-1978) и Георгий Иванов (1894—1958), вскоре перешедший к акмеистам. Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком (1882-1907), В. Маяковским (1893-1930) и Василием Каменским (1884-1961), в Крыму олимпиаду футуризма.

Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.

27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран "королем поэтов". Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский.

Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.

В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой Круут. С ней поэт прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой.

В 20-е годы он естественно держится вне политики, (называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. Игорь-Северянин по-прежнему много писал, довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе"Соловей". С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия... В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах: "Падучая стремнина", "Роса оранжевого часа" и "Колокола собора чувств"!.

Большую часть времени Северянин проводит в Тойла, за рыбной ловлей. Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим. С 1925 по 1930 год не вышло ни одного сборника стихотворений.

Зато в 1931 году вышел новый (без сомнения выдающийся) сборник стихов "Классические розы", обобщающий опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов "Адриатика" (1932 г.) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распостранять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936 году, когда к тому же он разорвал отношения с Фелиссой Круут и сошелся с В.Б. Коренди:

Стала жизнь совсем на смерть похожа: 
Все тщета, все тусклость, все обман. 
Я спускаюсь к лодке, зябко ёжась, 
Чтобы кануть вместе с ней в туман... 
"(В туманный день)"

А в 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю". 
Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены его строки:

Как хороши, как свежи будут розы, 
Моей страной мне брошенные в гроб!

Из анкеты - 1916 г.:

Образование: получил в Череповецком реальном училище. 
Лучшее воспоминание: директор кн. Б.А. Тенишев, добрый, веселый, остроумный. 
Издал 35 брошюр: (1904 - 1912 гг) 
Любимые поэты: в детстве гр. А.К. Толстой, затем Мирра Лохвицкая, Фофанов, Бодлер. 
Любимые композиторы: Амбруаз Тома, Пуччини, Чайковский, Римский-Корсаков. 
Любимый художник: Врубель. 
Очень много читал.

Игорь Северянин глазами современников / ред. Н. Н. Скатов. - Санкт-Петербург : Полиграф, 2009. - 575, [1] с.

Игорь Северянин (И.В. Лотарев, 1887-1941) — блестящий русский поэт, один из символов Серебряного века отечественной литературы. Книга воспоминаний о нем выходит впервые. В мемуарах его родных, друзей, литературных современников, в стихах и пародиях, посвященных ему, раскрывается неповторимый мир «поэта-грезера». Важную часть книги составляет хроника жизни и деятельности И. Северянина, впервые создающая четкую канву происходившего и уточняющая мемуарные источники.

Место хранения: Центральная городская библиотека – абонемент

ССЫЛКИ

ССЫЛКИ

http://www.poet-severyanin.ru/ -Король поэтов Игорь-Северянин

http://web.zone.ee/severjanin/ - Эстонский сайт М.Петрова (биографа И.Северянина) - родословная, критика, иcследование жизни поэта...

http://www.russianresources.lt/archive/Severianin/Sever_0.html - "Балтийский архив" сделал попытку обобщить и дополнить имеющиеся в сети материалы о поэте...

http://lib.ru/POEZIQ/SEWERYANIN/stihi.txt - Библиотека Максима Мошкова

http://www.stihi-rus.ru/1/Severyanin/ - Стихи о любви - Антология русской поэзии...

http://fedorborkovskiy.ru/ - Песни на стихи Северянина, композитор-исполнитель Федор Борковский

https://vladivostok.com/Speaking_In_Tongues/kustov_paladins4.html - Паладины - Экзистенциальные эссе

Северянин, Игорь. Стихотворения / И. Северянин. - Москва : Профиздат, 2000. - 271, [1] с.

В книгу Игоря Северянина (1887-1941) - включена лишь часть творческого наследия замечательного поэта. Произведения публикуются в хронологическом порядке - с целью проследить творческую эволюцию поэта, испытывающего влияние возраста и обстоятельств жизни.

Место хранения: Центральная городская библиотека – абонемент

ФАКТЫ

Интересные факты

Не раз заявлял о своей гениальности. Этот же факт подтверждали многие критики. И один из них - это и Валерий Брюсов талантливейший творец, без оценки которого не могла состояться ни одна литературная судьба.

Известно из анкеты, заполненной поэтом в 1916 г., что его любимые поэты были: "в детстве - гр. А.К. Толстой, затем - Мирра Лохвицкая, Фофанов, Бодлер". Кроме того, А.М. Жемчужников (1821-1908) и, конечно, Ф.И. Тютчев (1803—1873), чьей строкой назван первый нашумевший сборник поэта.

Сам Игорь-Северянин писал свой псевдоним через дефис: как второе имя , а не фамилия. Имя Игорь было дано ему по святцам, в честь святого древнерусского князя Игоря Олеговича; приложение "Северянин" делало псевдоним близким к "царственным" именам и означало место особенной любви ( как приложение "Сибиряк" в псевдониме Д.Н.Мамин). Но традиция писать "Северянин" как фамилию закрепилась так же, как традиция толковать поэта односторонне по его "экстазным" стихам...

Северянин, Игорь. Всемирная библиотека поэзии / И. Северянин. - Ростов-на-дону : Феникс, 1996. - 477 с.

В сборник произведений великого русского поэта И. Северянина (1887—1941) вошли стихотворения, написанные в 1918-1941 гг., по- эмы «Роса оранжевого часа», «Солнечный дикарь» и пьеса в стихах «Плимутрок».

Место хранения: Центральная городская библиотека – – читальный зал

Северянин, Игорь. Гармония контрастов : стихотворения / И. Северянин. - Москва : Летопись, 1995. - 369, [1] с. - (Мир поэзии).

Настоящее издание стихотворений Игоря Северянина (1887-1941) открывает серию «Мир поэзии». В книгу вошли избранные стихотворения с 1907 по 1940 г., публиковавшиеся при жизни поэта, в том числе два больших цикла «Медальоны» и «Адриартика».

Место хранения: Центральная городская библиотека – читальный зал

Северянин, Игорь. Стихотворения и поэмы. 1918-1941 / И. Северянин. - Москва : Современник, 1990. - 491, [3] с.

Книгу Игоря Северянина (1887— 1941) составили избранные стихотворения и поэмы, входившие в его послереволюционные сборники, изданные за рубежом, а также произведения, не печатавшиеся при жизни поэта. В приложении публикуются фрагменты из книги воспоминаний И. Северянина «Уснувшие весны» и его письма к Г. А. Шенгели.

Место хранения: Центральная городская библиотека – читальный зал

СТАТЬИ

СТАТЬИ

  1. Черников, Анатолий Петрович. Его "двусмысленная слава" и "недвусмысленный талант" : поэтические искания Игоря Северянина / А. П. Черников // Литература в школе : научно-методический журнал. - 2016. - N 2. - С. 5-10.
  2. Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев), 1887-1941. Поэт // Читаем, учимся, играем. - 2017. - Вып. 2. - С. 28.
  3. Бондаренко В. Сталинский грезофарс Северянина / Владимир Бондаренко // Наш современник. - 2016. - № 2. - С. 236-249.
  4. Черников, Анатолий Петрович. Его "двусмысленная слава" и "недвусмысленный талант" : поэтические искания Игоря Северянина / Черников Анатолий Петрович // Литература в школе. - 2016. - № 2. - С. 5-10.
  5. Белова В. В. Книготворческая стратегия раннего Игоря Северянина. Стихотворные брошюры 1904-1912 годов [Текст] / В. Белова // Вопросы литературы. - 2015. - № 1. - С. 99-125.
  1. Белова, Валентина Владимировна. "Громокипящий кубок" Игоря Северянина: структура книги стихов / В. В. Белова // Русская словесность. - 2013. - № 5. - С. 7-13.
  2. Куранда Е. Л. Неопубликованные стихи Игоря Северянина, посвященные Федору Сологубу / Е. Л. Куранда // Русская литература. - 2013. - № 4. - С. 84-89.
  3. Егорова, Людмила Николаевна."Что шепчет парк..." [Текст] : тема защиты природы в стихах Игоря Северянина. V класс / Егорова Людмила Николаевна // Литература в школе. - 2013. - № 10. - С. 33-36.
  4. Озеров Ю. А."И что ни слово, - то сюрприз" : о поэзии Игоря Северянина / Ю. А. Озеров // Русская речь. - 2013. - № 3. - С. 26-34.
  5. Мисникевич Т. В.Игорь Северянин - переводчик поэзии Хенрика Виснапуу / Т. В. Мисникевич, Л. Пильд // Русская литература. - 2012. - № 2. - С. 192-202.
  6. Северянин И.К предыстории эгофутуризма : (неизданные стихотворения Игоря Северянина из архива Ф. Сологуба) / публ. А. В. Крусанова и Т. В. Мисникевич (Введено оглавление) // Русская литература. - 2012. - № 1. - С. 148-152.
  7. Баймуратова А. С. Окказиональные имена на -ость в поэзии И. Северянина и К. Бальмонта / А. С. Баймуратова // Русская речь. - 2011. - № 4. - С. 12-18.
  8. Никульцева В. В. Неологизмы-дублеты в поэзии Игоря Северянина и Велимира Хлебникова / В. В. Никульцева // Русская речь. - 2009. - № 6. - С. 13-20
  9. Кочетова И. В.Некоторые особенности употребления цветообозначений в поэтическом дискурсе серебряного века (на материале творчества А. Белого, Н. Гумилева, И. Северянина) / И. В. Кочетова // Сибирский филологический журнал. - 2010. - № 2. - С. 34-38.
  10. Колосова С.Женский портрет в поэзии Игоря Северянина / С. Колосова // Искусство в школе. - 2010. - № 3. - С. 15-17.
  11. Ахмедова, Юнна Александровна. Стилистические особенности лирики Игоря Северянина / Ю. А. Ахмедова, А. В. Флоря // Русский язык в школе. - 2007. - № 7. - С. 61-64.
  12. Малахов А. Гений поэтической экономии / А. Малахов //Коммерсантъ Деньги. - 2003. - № 7. - С. 73-78.
  13. Бестужева-Лада С.Король поэтов / Светлана Бестужева-Лада // Смена. - 2001. - № 4. - С. 61-67.
  14. Тарланов Е.З.Константин Фофанов и Игорь Северянин: из поэтических диалогов / Е.З. Тарланов // Филологические науки. - 2000. - № 1. - С. 3-13.
  15. Карпушкина Л.А.Пушкинская тема в творчестве Игоря Северянина / Л.А. Карпушкина // Филологические науки. - 1999. - № 5. - С. 91-97.
  16. Киреев Р. Игорь Северянин : беречь надо подруг / Р. Киреев // Наука и религия. - 2000. - № 10. - С. 28-30.
  17. Терехина, Вера Николаевна. Неведомый паяц. О жизни и творчестве Игоря Северянина / Вера Николаевна Терехина, Наталья Игоревна Шубникова-Гусева // Литература в школе. - М. - 2006. - № 12. - С. 13-18.
  18. Исаков С. Г. Первое научное издание сочинений Игоря Северянина / С. Г. Исаков // Новое литературное обозрение. - М. - 2005. - № 1. - С. 431-440.
  19. Никульцева В. В. Идентичные окказионализмы в творчестве Игоря Северянина и Владимира Маяковского [Текст] / В. В. Никульцева // Русский язык в школе. - М. - 2004. - № 1. - С. 59-64.

Северянин, Игорь. Избранное / И. Северянин. - Смоленск : Русич, 2002. - 523, [1] с. - (Библиотека поэзии).

В сборник избранных произведений Игоря Северянина (1887-1941) вошли наиболее известные книги поэта `Громокипящий кубок` и `Классические розы`, изданные при жизни автора и принесшие ему славу, а также лучшие стихотворения и поэмы из других книг, написанные в 1896-1941 гг.

Место хранения: Центральная городская библиотека – абонемент

Северянин, Игорь. Стихотворения / И. Северянин ; [сост., авт. предисл. В. И. Кошелева]. - Москва : Советская Россия, 1998. - 463, [1] с. - (Поэтическая Россия).

Сборник избранных стихотворений Игоря Северянина (1887-1941) открывается его первой книгой «Громкий кубок» (1913), принесший поэту шумную славу. Второй раздел составляют стихотворения 1896-1940 годов. Из книги сонетов «Медальоны» (1934) в настоящее издание включены сонеты, посвященные писателям-современникам. Завершает сборник автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств».

Место хранения: Центральная городская библиотека – абонемент

Северянин, Игорь. Стихотворения : поэзия / И. Северянин. - Таллин : ЭЭСТИ РААМАТ, 1988. - 126, [2] с.

Сборник составлен из более популярных стихотворений Игоря Северянина (1887-1941), написанных в Эстонии, опубликованных здесь или так или иначе связанных с Эстонией. Все стихи знакомы читателям по Малой серии «Библиотеки поэта» и другим изданиям. Тексты печатаются по прижизненным публикациям, датировки их в ряде случаев уточнены по архивным материалам.

Место хранения: Молодёжная библиотека – абонемент

Северянин, Игорь. Лирика / И. Северянин ; авт. предисл. Л. Куклин ; худож. М. Петренко. - Ленинград : Детская литература, 1991. - 224 с. : ил. - (Поэтическая библиотека школьника).

В сборник включены наиболее известные стихи русского поэта начала века.

Место хранения: Молодёжная библиотека – абонемент