Народное творчество России

2020 год народного творчества в России. Наша земля испокон веков славилась своими добрыми мастерами – одаренными людьми, творящими яркое, самобытное искусство. Это и создатели народных песен и сказок, и вышивальщицы, и кузнецы и гончары, и резчики по дереву и живописцы. Образы родной природы мастера воплощали в бытовых вещах, в хозяйственной утвари, в убранстве жилища, в одежде, в игрушках для детей. Устное народное творчество — это кладезь вековой мудрости. Здесь собраны сказки, мифы и былины, пословицы, поговорки, детский фольклор. Обо всем этом можно узнать из книжной выставки.

Народное творчество России: виды, жанры, примеры

Народное творчество России: виды, жанры, примеры

Коллективная художественная творческая деятельность, отражающая жизнь этноса, его идеалы, его воззрения, вобрала в себя народное творчество России. В народе создавались и бытовали от поколения к поколению эпос, сказки, предания - это жанр поэзии, звучала самобытная музыка - пьесы, наигрыши, песни, излюбленным праздничным зрелищем были постановки театральные - в основном это был театр кукол. Но ставились там и драмы, и сатирические пьесы. Так же глубоко проникало народное творчество России в танцевальное, изобразительное искусство, декоративно-прикладное. В глубокой древности зародились и русские танцы. Народное творчество России воздвигло историческую основу для современной художественной культуры, стало источником художественных традиций, выразителем самосознания народа.

Устно и письменно.

Письменные литературные произведения появились значительно позже, чем те устные самоцветы, наполнившие драгоценную шкатулку фольклора со времён язычества. Те самые пословицы, поговорки, загадки, песни и хороводы, заклинания и заговоры, былины и сказки, которые огранило до бриллиантового блеска народное творчество России. Древний русский эпос отразил духовность нашего народа, традиции, реальные события, особенности быта, раскрыл и сохранил подвиги исторических персонажей. Так, например, Владимиру Красное Солнышко, всеми любимому князю, служил прототипом реальный князь - Владимир Святославович, богатырю Добрыне Никитичу - дядя Владимира Первого боярин Добрыня. Виды устного народного творчества исключительно многообразны.

С приходом христианства в десятом веке начинается великая русская литература, её история. Постепенно с её помощью складывался древнерусский язык, ставший единым. Первые книги - рукописные, украшались золотом и другими драгоценными металлами, самоцветами, финифтью. Стоили они очень дорого, потому народ их долго не знал. Однако с укреплением религии книги проникали в самые отдалённые уголки русской земли, поскольку творения Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста и другую религиозную переводную литературу народу знать было необходимо. Оригинальная же именно русская литература древности сейчас представлена летописями, жизнеописаниями святых (жития), риторическими поучениями ("Слова", одно из них - "Слово о полку Игореве"), хождениями (или хожения, записки о путешествиях) и множеством других жанров, не столь известных. Четырнадцатый век дал целый ряд исключительных по значимости памятников фольклора. Некоторые виды устного народного творчества, такие как былина, переходили в разряд письменных. Так появились "Садко" и "Василий Буслаев", записанные за сказителями.

Примеры народного творчества.

Устное творчество послужило кладезем народной памяти. Героическое противостояние татаро-монгольскому игу и другим захватчикам воспевалось из уст в уста. Именно на основе таких песен создавались повести, дошедшие до наших дней: о битве на Калке, где "семьдесят великих и храбрых" добывают нашу свободу, о Евпатии Коловрате, защитившем Рязань от Батыя, о Меркурии, защитившем Смоленск. Устное народное творчество России сохранило факты восстания Твери против баскака Шевкала, о Щелкане Дудентьевиче, и эти песни пелись далеко за пределами княжества Тверского. Слагатели былин донесли до отдалённых потомков события Куликова поля, и старые образы русских богатырей всё ещё использовались народом для посвящённых борьбе с Золотой Ордой народных произведений. До конца десятого века жители Киево-Новгородской Руси письменности ещё не знали. Однако этот долитературный период донёс до наших дней передаваемые из уст в уста и от поколения к поколению золотые словесные произведения. И теперь проводятся фестивали народного творчества России, где звучат всё те же песни, сказы и былины тысячелетней давности. К звучащим и поныне древним жанрам можно отнести былины, песни, сказки, легенды, загадки, поговорки, пословицы. Большая часть дошедших до нас фольклорных произведений - поэзия. Стихотворная форма позволяет легко запоминать тексты, и потому на протяжении многих столетий фольклорные произведения передавались в поколениях, изменяясь к целесообразности, отшлифовываясь от одного талантливого сказителя к другому.

Малые жанры.

Небольшие по объёму произведения относятся к малым жанрам фольклора. Это притчи: каламбуры, скороговорки, присловья, прибаутки, загадки, приметы, поговорки, пословицы, то, что подарило нам устное народное творчество. Загадки - одно из таких художественных проявлений народной поэзии, зародившейся в устном виде. Намёк или иносказание, обиняк, окольная речь - иносказательное описание в кратком виде какого-либо предмета, - вот что такое загадка по В. И. Далю. Иначе говоря, иносказательное изображение явлений действительности или предмета, которое предстоит отгадывать. Даже здесь предусмотрело многовариантность устное народное творчество. Загадки могут быть описаниями, иносказаниями, вопросами, задачами. Чаще всего они состоят из двух частей - вопроса и ответа, загадки и отгадки, связанных между собой. По тематике они разнообразны и теснейшим образом связаны с трудом и бытом: животный и растительный мир, природа, орудия труда и деятельность.

Пословицы и поговорки, которые сохранились до сегодняшнего времени от самых древних времён, это меткие выражения, мудрые мысли. Чаще всего тоже бывают двухчастными, где части соразмерны и зачастую рифмуются. Смысл поговорок и пословиц обычно прямой и переносный, содержащий в себе мораль. Часто мы видим в пословицах и поговорках многовариативность, то есть много вариантов пословицы с одной и той же моралью. Пословицы отличают от поговорок обобщающим смыслом, который более высок. Самые древние из них датируются двенадцатым веком. История народного творчества России отмечает, что до наших дней многие пословицы дошли укороченными, иногда утерявшими даже и первоначальный смысл. Так, говорят: "Он на этом деле собаку съел", подразумевая высокий профессионализм, однако русский народ в старину продолжал: "Да хвостом подавился". То есть нет, не такой уж и высокий.

Музыка.

Древние виды народного музыкального творчества России базируются прежде всего на песенном жанре. Песня - это жанр музыкальный и словесный одновременно, либо лирическое, либо повествовательное произведение, которое предназначено сугубо для пения. песни могут быть лирические, плясовые, обрядовые, исторические, и все они выражают как чаяния отдельного человека, так и чувства многих людей, они всегда созвучны общественному внутреннему состоянию.

Любовные ли там переживания, размышления ли о судьбе, описание ли общественной или семейной жизни - это всегда должно быть интересно слушателям, а без внесения в песню душевного состояния как можно большего количества людей певца слушать не станут. Очень любят в народе приём параллелизма, когда настроение лирического героя перенесено на природу. "Что стоишь, качаясь, тонкая рябина", "Нет у ноченьки светлого месяца", например. И практически редко попадается народная песня, в которой этот параллелизм отсутствует. Даже в песнях исторических - "Ермак", "Степан Разин" и других - он постоянно встречается. От этого эмоциональное звучание песни становится значительно сильнее, и сама песня воспринимается гораздо ярче.

Былина и сказка.

Жанр народного творчества оформился значительно ранее девятого века, а термин "былина" появился только в девятнадцатом веке и обозначал героическую песню эпического характера. Мы знаем былины, певшиеся в девятом веке, хотя наверняка они не были первыми, просто до нас не дошли, потерявшись в веках. Каждый ребёнок хорошо знает былинных героев - богатырей, воплотивших идеал народного патриотизма, мужества и силы: купец Садко и Илья Муромец, великан Святогор и Микула Селянинович. Сюжет былины чаще всего наполнен жизненной ситуативностью, но она значительно обогащена и фантастическими вымыслами: у них есть телепорт (мгновенно могут преодолевать расстояния от Мурома до Киева), в одиночку войско победить ("как направо махнёт - будет улица, как налево махнёт - переулочек"), и, конечно, чудовища: драконы трёхголовые - Змеи Горынычи. Виды народного творчества России в устных жанрах этим не ограничиваются. Есть ещё и сказки, и легенды.

Былины отличаются от сказок тем, что в последних события полностью вымышлены. Сказки бывают двух видов: бытовые и волшебные. В бытовых изображаются самые разные, но обычные люди - принцы и принцессы, цари и короли, солдаты и работники, крестьяне и попы в самой обычной обстановке. А волшебные сказки обязательно привлекают фантастические силы, добывают артефакты с чудесными свойствами и так далее. Сказка обычно оптимистична, тем и отличается от сюжета других жанровых произведений. В сказках обычно побеждает только добро, злые силы всегда терпят поражение и всячески высмеиваются. Легенда в отличие от сказки - устный рассказ о чуде, фантастическом образе, невероятном событии, которые должны рассказчиком и слушателями восприниматься как достоверность. До нас дошли языческие легенды о сотворении мира, происхождении стран, морей, народов, о подвигах как вымышленных, так и реальных героев.

Сегодня.

Современное народное творчество России не может представлять именно этническую культуру, поскольку эта культура - доиндустриальная. Любое современное поселение - от самой маленькой деревни до мегаполиса - являет собой сплав различных этносов, и естественное развитие каждого без малейшего смешения и заимствования просто невозможно. То, что сейчас называют народным творчеством, скорее, является нарочитой стилизацией, фольклоризацией, за которой стоит искусство профессиональное, которое вдохновилось этническими мотивами.

Иногда это и любительское творчество, вроде масскультуры, и работа кустарей. Справедливости ради нужно отметить, что наиболее чистыми и всё ещё развивающимися можно признать только народные промыслы - декоративно-прикладное искусство. Там ещё присутствует, помимо профессионального, и этническое творчество, хотя производство давно поставлено на конвейер и возможности для импровизации мизерные.

Народ и творчество.

Что люди подразумевают под словом народ? Население страны, нацию. Но, к примеру, в России проживают десятки самобытных этносов, и народное творчество обладает общими чертами, имеющимися в сумме всех этносов. Чуваши, татары, марийцы, даже и чукчи - разве в современном творчестве музыканты, художники, архитекторы не заимствуют друг от друга? А вот общие их черты осмыслены элитарной культурой. И потому мы, помимо матрёшки, имеем некий экспортный продукт, являющийся нашей совместной визитной карточкой. Минимум противопоставления, максимум общего объединения внутри нации, вот таково направление современного творчества народов России. Сегодня это: этническое (фольклоризированное) творчество, любительское творчество, творчество простонародья, самодеятельное творчество. Тяга к эстетической деятельности будет жива, покуда жив человек. А потому и сегодня процветает искусство.

Искусство, творчество хобби.

Искусством занимается элитарная, профессиональная культура, где требуется талант незаурядный, а произведения - показатель уровня эстетического развития человечества. К народному творчеству оно отношения имеет довольно мало, если не считать вдохновения: все композиторы, например, писали симфонии, используя мелодии народных песен. Но это отнюдь уже не она, не народная песня. Достояние традиционной культуры - творчество как показатель развития коллектива или отдельного человека. Такая культура может развиваться успешно и многосторонне. А результат массовой культуры, как лекало мастера, подаренное народу для посильного повторения, - это хобби, эстетика такого рода, которая призвана снимать напряжение от механичности современной жизни. Здесь можно заметить некоторые признаки исконного начала, в художественном народном искусстве черпающее темы и средства выражения. Это довольно распространённые технологические процессы: ткачество, вышивка, резьба, ковка и литьё, декоративная роспись, чеканка и так далее. Истинное народное творчество не знало контрастов перемен в художественных стилях целое тысячелетие. Теперь это значительно обогащено в современном народном творчестве. Степень стилизации меняется так же, как и характер осмысления всех старых взятых напрокат мотивов.

Прикладное искусство.

С самой седой старины известно народное прикладное творчество России. Это, пожалуй, единственный вид, не претерпевший коренных изменений до сегодняшнего дня. Этими предметами исстари и доныне украшается и усовершенствуется домашний и общественный быт. Сельское ремесло осваивало даже довольно сложные конструкции, вполне пригодные в современной жизни. Хотя сейчас все эти предметы несут не столько практическую, сколько эстетическую нагрузку. Это и бижутерия, и свистульки-игрушки, и украшения интерьеров. Разные области и регионы имели собственные виды искусства, ремесла и рукоделия. Самыми известными и яркими являются следующие.

Платки и самовары.

Оренбургский платок - это и шали, тёплые и тяжёлые, и невесомые шарфы и платки-паутинки. Узоры вязания, пришедшие издалека, уникальны, они отождествляют собой вечные истины в понимании гармонии, красоты, порядка. Козы Оренбуржья тоже особенные, пух дают необычный, его можно прясть тонко и прочно. Под стать вечным вязальщицам Оренбурга и тульские мастера. Они не были первооткрывателями: первый медный самовар был найден в раскопках поволжского города Дубовки, датируется находка началом Средних веков. В России чай прижился в семнадцатом веке. Но первые самоварные мастерские появились всё-таки в Туле. Этот агрегат до сих пор в чести, и чаепитие из самовара на сосновых шишках - вполне заурядное явление на дачах. Они бывают чрезвычайно разнообразны по форме и отделке - бочонки, вазы, с вязью росписи, чеканками, украшениями ручек и кранов, подлинные произведения искусства, к тому же чрезвычайно удобные в быту. Уже в начале девятнадцатого века в Туле производили самоваров до 1200 в год! Продавались они на вес. Латунные стоили шестьдесят четыре рубля за пуд, а красные медные - по девяносто. Это очень большие деньги.

Народные мастера. Традиции, школы : вып. I / под ред. М. А. Некрасовой. - Москва : Изобразительное искусство, 1985. - 294, [2] с. : цв.ил. - Библиогр.: с. 278-289.

Сборник посвящен проблемам народного искусства в многообразии его исторических и национальных традиций. В книге народное искусство предстает как живое творчество, как часть духовной культуры народа. Представлены работы мастеров России, Белоруссии, Украины, Средней Азии. Особенность книги заключена в том, что с творчеством народных мастеров можно познакомиться не только по музейным собраниям, но и в самой среде, формирующей художественное видение мастера. В сборнике приводятся высказывания мастеров, раскрывающие их отношение к искусству. Издание иллюстрировано (80 цветных и 70 тоновых репродукций).

Для специалистов и широких кругов читателей, интересующихся народным искусством.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - читальный зал

Кравцов, Н. И. Русское устное народное творчество : учебник / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Высшая школа, 1983. - 446, [2] с.

В учебнике содержится характеристика своеобразия жанров фольклора. Значительное место отведено истории русского фольклора и историографии. По сравнению с первым изданием (вышло в 1977 г.) учебник дополнен новыми главами: «Поговорки», «Игровые, и хороводные и плясовые песни», «Детский фольклор», «История собирания и изучения фольклора».

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - читальный зал

Русское народное поэтическое творчество : пособие для вузов / под ред. П. Г. Богатырева. - Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство, 1954. - 535, [1] с.

Учебное пособие состоит из трех разделов. Первый раздел посвящен русской фольклористики. Во втором разделе учебного пособия, авторы стремились при рассмотрении каждого жанра следовать принципу историзма и по возможности прослеживали развитие каждого жанра, начиная с его возникновения до наших дней. Третий раздел посвящен советскому фольклору, качественно отличающемуся как по содержанию, так и по форме от традиционно дооктябрьского фольклора. Настоящее учебное пособие по своему построению несколько расходится с существующими вузовскими программами по данному курсу.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - читальный зал

Видео-обзор книжной выставки-экспозиции
Виды народного творчества

Виды народного творчества

Основными видами народного творчества принято считать устное творчество или «фольклор», изобразительное или декоративно-прикладное искусство и обрядово-календарное. Определяющим признаком народности является бесписьменная (устная) передача, в том числе танца и музыки.

К произведениям устного народного творчества, «фольклора», учитывая разночтения в трактовке этого понятия, условно можно отнести:

  • музыкальный фольклор;
  • творчество слова;
  • народный театр;

 

Множественные виды художественного творчества также условно можно разделить на несколько групп:

  • изобразительное и декоративно-прикладное искусства;
  • народная архитектура, зодчество;
  • художественно-технологические промыслы.

 

Каждый из видов имеет свою внутреннюю многогранную структуру, по-своему повествуя о жизни людей в разные временные эпохи, в различной среде обитания, реализуя всевозможные сюжеты, образы, обычаи.

Музыкальный фольклор включает в себя:

  1. Вокальные жанры. Песни, баллады, припевки, былины, плачи – песня сопровождала человека от рождения до смерти. Колыбельные младенцу, считалки и потешки для детей постарше, хороводы для молодых, свадебные обрядовые и похоронные плачи есть в песенном наследии любого народа.
  2. Инструментальная музыка. Танцевальные наигрыши, инструментальные пьесы, пастушеские мелодии.
  3. Танцевальное творчество. Пляс, хоровод, кадриль, полька… В танцевальных ритмах отражается темперамент и характер народа, раскрываются различные стороны его жизни.

 

Творчество слова имеет самые разнообразные формы и содержание:

  1. Сказочно-мифологическая тематика. Былины, главными героями которых являлись богатыри, сильные и добрые. Сказки волшебные и бытовые несут в себе нравственную основу, в сказке всегда торжествует добро и справедливость. Этническая мифология, легенды – события невероятные, чудесные воспринимались слушателями как достоверные события. Существуют легенды о происхождении городов, морей, о подвигах и необычайных приключениях.
  2. Обрядово-бытовая тематика. Пословицы, поговорки, загадки – образные изречения, выражения, высказывания облеченные в определенный ритм и подкрепленные рифмой. Игры, обрядовые и календарные песни являются непременным атрибутом всех праздничных гуляний, значимых событий в жизни семьи и общины.
  3. Народный театр тесно связан с устным народным творчеством.
  4. Кукольный театр, театр теней. Представление, в котором в роли играют различные виды кукол, руководимые актерами. Свои истоки театр кукол берет в языческих обрядах и играх с условными символами богов.
  5. Театр «живых» актеров. Театрализованные действия сопровождали календарные праздники, семейные обряды и содержали элементы перевоплощения, что и послужило основой для развития народных театров и драмы.
  6. Изобразительное и декоративно-прикладное творчество:
    • Декоративная роспись по дереву, металлу, керамике. Уникальное явление в народном творчестве, рукотворные предметы, в которых естественность и возвышенность отвечают на потребность людей в красоте. Множественные народные промыслы имеют многовековую историю и древние традиции.
    • Блузы и платья с народной вышивкой. С тех пор как люди научились сшивать кожу и меха при помощи иглы, вышивка стала придавать изделиям из ткани национальное своеобразие, превратилась в искусство. Украсить вышивкой можно не только одежду, но и обувь, предметы интерьера, аксессуары и даже целые шатры.
    • Тканые покрывала, полотенца, напольные дорожки. Ручное ткачество – одно из самых старинных ремесел. Тканые пояса, нарядные дорожки, полотенца под образа вынимались только по большим праздниками, их бережно хранили и отдавали дочерям в приданое.
    • Лубок. Простая и лаконичная народная картинка, исполненная в простой и даже грубоватой манере, тем не менее, несла в себе наглядно-нравоучительную функцию.

Художественные ремесла и промыслы:

  1. Керамика. Изделия из глины, самого доступного и простого материала, вначале были просты и незамысловаты. С появлением гончарного круга появилась посуда, более сложные в исполнении горшки и кувшины.
  2. Ковроткачество, кружевоплетение. Существуют различные техники и школы плетения кружев. Ажурный, тонкий орнамент создается из шелковых, металлических, шерстяных и х/б нитей.
  3. Ювелирное искусство, ковка, литьё, чеканка. Художественная обработка металлов для получения рельефных изображений.
  4. Резьба по дереву. Мастерство резчиков по дереву берет свои корни в глубокой истории, когда из древесины различных пород делали буквально все: предметы быта, украшения, дома, небольшие лодки и огромные корабли.
  5. Народная игрушка. Сделанная и украшенная своими руками игрушка приносила радость, а порой являлась своеобразным оберегом для ребенка. Делали игрушки из подручных и безопасных материалов: глины, соломки, тряпиц, деревянных баклуш, вязали из ниток. Изделия бытовой обстановки, поделки. Сделанные с душой умелыми руками самоделки приносят практическую пользу и доставляют радость взрослым и детям.
  6. Орудия труда с элементами художественной обработки. Архитектура, деревянное и каменное зодчество, постройки.

 

 

Русское народное поэтическое творчество : пособие для вузов / под ред. П. Г. Богатырева. - Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство, 1954. - 535, [1] с.

Данное учебное пособие для филологических факультетов дает представление об историческом развитии русского фольклора, о его национальном своеобразии. Рассматриваются также жанры русского народного творчества во всем их многообразии.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - читальный зал

От прибаутки до былины : русский фольклор / составитель-автор примечания В. П. Аникин, художники В. Аладьев, С. Аладьев. - Москва : Художественная литература, 1991. - 398 с. : ил.

В книгу вошли наиболее известные и популярные образцы русского устного народного творчества, публиковавшиеся в разное время в сборниках известных ученых-фольклористов XIX-XX вв.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - читальный зал

Погодой год припоминается / составитель Б. Ховратович ; редактор: О. А. Хонина, Г. В. Соколова. - Красноярск : Книжное издательство, 1984. - 224 с. : ил.

В книге `Погодой год припоминается` собраны обширные сведения из Русского народного земледельческого календаря. Составитель сборника - кандидат педагогических наук Б. М. Ховратович - является автором нескольких сборников пословиц. Разделы народного погодоведения на весенний, летний, осенний и зимний сезоны подготовлены при участии Р. К. Сырочевой.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - читальный зал

Жегалова, Серафима Кузьминична. Русская народная живопись : книга для учащихся старших классов / С. К. Жегалова. - Москва : Просвещение, 1984. - 175, [1] с. : ил.

Книга знакомит читателя с искусством русских народных художников XVII—XX веков; в ней рассказывается о дереве как материале для росписи, о характерных особенностях и чертах искусства крупных художественных центров и «школ» народных росписей.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

Народный театр. - Москва : Советская Россия, 1991. - 541 с. : ил.

Издание 1991 года. Сохранность хорошая. В сборнике представлены все виды, жанры и жанровые разновидности русского фольклорного театра. Центральное место занимает народная драма, получившая широкое распространение в конце XVIII - начале XX века, а также пьесы кукольного театра Петрушки. Включенные в книгу игры и сценки ряженых позволяют проследить истоки народной театральной культуры, ее связь с ритуальными обрядовыми действами. Особое место занимают свидетельства деятелей отечественной культуры о народном театре, содержащие яркие описания городских театральных зрелищ. Книга красочно иллюстрирована.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - читальный зал

Русские сказочники : пособие для учащихся / сост. Э. В. Померанцева. - Москва : Просвещение, 1976. - 189, [3] с.

Книга расскажет учащимся о жизни сказки, ее истории, о русских сказочниках: М.Д.Кривополеновой, Н.О.Винокуровой, Е.И.Сороковикове, Ф.П.Господареве, М.М.Коргуеве, И.Ф.Ковалеве, М.А.Сказкине, А.К.Барышниковой, А.Н.Корольковой - и их роли в создании сказки, познакомит с текстами сказок в записи известных фольклористов.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

Даль, Владимир Иванович. Пословицы русского народа : в 3 т. / Т. 3 / В. И. Даль. - Москва : Русская книга, 1996. - 733, [3] с.

В третий том сборника В.Даля вошли не только пословицы и поговорки, но и загадки и народные риметы.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - читальный зал

Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым : сказки / составитель В. П. Аникина. - Москва : Художественная литература, 1989. - 397, [3] с.

В сборнике И.П. Сахарова (1807-1836) – своего рода энциклопедический свод русского народоведения – вошли народные игры, загадки, присловья, заговоры, притчи, подробная роспись по дням и месяцам праздников, примет, обычаев и обрядов.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

Коринфский, А. А. Народная Русь / А. А. Коринфский. - Смоленск : Областной центр народного творчества, 1995. - 556, [3] с.

Книга «Народная Русь» - кладезь знаний, накопленных за многие века, это не только интересное и полезное чтение, но и необычное пособие для учебных заведений различных типов, учреждения культуры. И еще «Народная Русь» - несомненно прекрасный подарок.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

Русский фольклор. - Москва : АСТ, 2006. - 255, [1] с.

Настоящее издание кроме произведений различных жанров русского фольклора, изучаемых в школе, содержит дополнительные материалы в помощь школьникам: темы сочинений и рефератов и пример одного из сочинений. Адресуется учащимся 5-10 классов, выпускникам и абитуриентам.

Место хранения: Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова - абонемент

Поделиться: